История техосмотра в России
Первая машина с бензиновым мотором появилась на улицах Санкт-Петербурга в
1895 году, а через год министерство путей сообщения России приняло
постановление "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по
шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах ". С данной
даты в Российской Федерации начали действовать правила движения машин и
по ним при каждом "самодвижущемся экипаже" обязано было быть
удостоверение, свидетельствующее о его технически исправном состоянии.
Для получения данных удостоверений хозяевам предписывалось проводить
периодические проверки экипажей" тем же порядком и в те же сроки которые
установлены для паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним
водам ". Таким образом вводился обязательный техосмотр.
В самом
начале 20-го века в Российской Федерации были специально созданы условия
по обеспечению безопасности уличного движения. По им, для получения
права езды на машинах комиссия городской управы проводила техосмотр,
автомобилей, медицинское освидетельствование кандидата в водители и
проверку его знаний. Потом выдавалось разрешение на право использования,
авто, его управление и номерной знак. Техосмотр автомобильного
транспорта в дальнейшем проводился не реже одного раза за год.
Понемногу становясь автомобильной державой, Российская Федерация
включилась в сферу межгосударственных правовых отношений в области
автомобильного транспорта. В Париже в 1909 году была подписана, а в 1910
году ратифицирована международная конвенция относительно передвижения
автомобилей. Не исключая требований данного документа городскими Думами
были приняты новые постановления, касающиеся порядка автомобильного
движения и разрешающие полицейским привлекать к ответственности
нарушителей.
Зимой 1934 года в Российской Федерации была
образована Государственная автомобильная инспекция, а 3 июля 1936 года
утверждено положение о ней, утвердившее организационно-правовую основу
деятельности совершенно нового органа. Главное внимание уделялось,
анализу и контролю за качеством подготовки водительского состава и
проверке технического состояния машин. Была утверждена система
необходимых периодических технических осмотров. Этим документом было
положено начало деятельности ГАИ и день 3 июля 1936 года считается днем
рождения ГАИ в современном виде.
Первыми приказами НКВД СССР,
направленными на разработку нормативной правовой сущности деятельности ГАИ были условия по выдаче шоферских документов, по учету автопарка и
инструкция о порядке производства ГАИ технических осмотров, автомашин и
прицепов.
В 1937-1938 гг. был выполнен обмен водительских удостоверений,
технических паспортов и номерных знаков машин. Внимание уделялось
повышению уровня технического состояния автопарка: 2 раза за год
проводился техосмотр всех машин, практически каждый год инспекциям
подвергались автохозяйства.
Сразу после ВОВ советский парк
автомототранспорта в существенной степени расширился из-за трофейных
машин, что потребовало утверждения новейших дорожных правил, правил
технического осмотра и переучета в общей сложности автопарка.